Психолого-педагогическая и социальная помощь
Психологическая поддержка — это процесс, который:
- концентрирует внимание взрослого на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- дает ребенку возможность поверить в себя и свои способности;
- помогает ребенку избежать ошибок;
- поддерживает ребенка при неудачах.
Имеет ли значение стиль общения при осуществлении психологической поддержки?
- Да, имеет. Надо обращать внимание и сосредоточиться не на ошибке ребенка, а на позитивной стороне его поступков и их поощрении.
- Недопустимы негативные замечания родителей.
- Поддерживать ребенка — значит верить в него.
- Поддерживать ребенка и тогда, когда ему плохо, и тогда, когда ему хорошо.
- Рассматривать поступок ребенка следует не только в целом, но и выделять отдельные, позитивные для ребенка стороны.
Чтобы осуществлять психологическую поддержку, взрослые должны:
- научиться принимать себя;
- достичь самовыражения и уверенности.
Уверенный взрослый может вселять уверенность в ребенка. Иначе взрослый может разочаровать ребенка, говоря ему:
- «Ты мог бы и постараться»;
- «Ты мог бы и поосторожнее»;
- «Ты должен был смотреть, как делаю это я».
- Постоянные упреки («Ты мог бы сделать лучше» и т. п.) приводят к негативному результату: «Какой смысл стараться? Все равно не получится. Я сдаюсь». И ребенок сдается.
К подобным результатам приводят:
- Завышенные требования родителей. Если родители видели, что ребенок в детском саду самый способный (хорошо прыгает), они ожидают, что и в школе он будет хорошим спортсменом.
- Чрезмерные амбиции ребенка.
- Плохо играя в определенной игре — отказывается принимать в ней участие.
- Плохо выполняя задание — отказывается вообще его выполнять.
- Не в состоянии выделиться в прыжках в высоту — начинает вести себя вызывающе.
- Взрослый должен научиться принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
- Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувства адекватности ребенка.
Ежедневно повышайте чувство собственной значимости ребенка:
- демонстрируя ему свое удовлетворение от его достижений или усилий;
- поощряя его справляться с различными задачами. Создавайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать»;
- учите ребенка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения.
Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. При этом можно сказать:
- «Мне было бы очень приятно наблюдать за твоей работой»;
- «Если что-то выполнено не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком»;
- «Мы все совершаем ошибки. А исправляя их, мы учимся. Ты тоже учишься».