Принято
Утверждено
МБОУ (ЯСШ
педсоветом
Щиректор
Протокол от 29.08.20l 9.
J\Ъ11)
Nbl
Тутатчиков
Приказ
Программа
(Одаренные
лети>>
на 2019-2024 год
Программа <<Одаренные
дети)>
кЕслu lдкольнuк с перво?о класса поdzоmовлен к mоJиу, чmо он
dолжен
учumься
созdаваmь,
орuzuнсtльньле реurенuя,
шо
прudумьtваmь,
нахоdumь
форпtuрованuе лuчносmu буdеm
прохоdumь на основе обоzаtценuя ее uнmеллекmуальноzо профuля..,
Обучая dеmей mворческоJчtу Jчlыu.tленuю, Jиы обоzаtцаеtw uх не
mолько uнmеллекmуально, но u лuчносmно))
Р.Дэ,с. Сmернб ер z, Е. Грuzор енко
Введение
ПРОГРаММа <Одаренные дети) разработана
с учетом особенностей современной
системы образования, в соответствии с программой развития образовательного
)цреждениЯ и будет являться основоЙ для работы с одаренными детьми. она
направлена на эффективное выявление и развитие интеллекту€LJIьно-творческого
потенци€Lла личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям,
обучающимся в школе.
программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, При этом она
допускает вариативные подходы образования.
СОДержаНие материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой
рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема
-
СИТУаЦИЯ, СЛОЖИВшаяся в школе и образовательном пространстве раЙона и области.
концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская
одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические
принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет
создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с
начЕLльных классов, и
разрабатывать методический инструментарий для
практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это,
ПРеЖДе всего цели
и содержание обучения, формы организации, методы и средства
образовательной деятельности.
f{еЛЬ: ВыяВление, обучение, рulзвитие, воспитание и поддержка одаренных детей.
Задачи:
на Этапе Поступления в школу выявить уровень творческихи индивидуапьных
ВОЗМОЖНОСтеЙ,
личностные качества, а также интересы и способности ученика;
РаЗРабОтать систему диагностических исследований для
ошределения
ИНТеРеСОВ, СпОсобностеЙ и наклонностеЙ детеЙ в период обучения в начальной
школе;
определить и использовать при организации образовательного процесса методы
и
приемы,
способствующие развитию возможностей самовыражения
одаренных детей;
организовать мероприятия для повышения социального статуса таJIантливых и
способных детей;
проводить уроки творчества для одаренных
олимпиады, интеллекту€lJIьные
детей (мини-конференции,
игры, викторины, марафоны, дни творчества и
науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
r СОВМеСТно с родителями поддерживать таJIантливого
ребенка в реаJIизации его
ИНТеРеСОВ В школе и семье (тематические родительские собрания, круглые
стоJIы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятид
концерты, пр€lздники,
посещение
кружков и секций по споообностям);
пояснительная записка
Проблема работы с одаренными
учащимися чрезвычайно актуulльна для
современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие
ТРебования. В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим
требованиям:
. школа должна
даватъ современное образование;
. Это школа, где учат по всем предметам, а по окончании дети легко
поступают в другие общеобразоватеJIьные школы;
. В школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать
ВыСококВалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны
быть свои традиции;
о
дети должны учиться в красивой, уютной школе;
.
В ХОРОшеЙ школе уважают личность ребенка, с
ним занимаются не только на
уроках, но и в системе дополнительного образования.
ПРОбЛема оДаренности в системе образования на организационном уровне обычно
решается путем создания специ€Lльных
школ для одаренных и т€шIантливых
детей или
специЕtлЬных классов для одаренных. Но существует возможностъ и другого
решениrI
Не УД€lЛяТЬ оДаренного ребенка из естественной для него среды,
об1..rать
воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для
развития и реаJIизации его выдающихся возможностей.
Понятия (детская одаренность) и (одаренные дети)) определяют неоднозначные
в организации педагогической деятеJIьности. С одной стороны, каждый
ребенок (одарен), и задача педагогов состоит в раскрытии интеллекту€tльноПоДХоды
ТВорческого потенциала каждого ребенка.
С другой стороны, существует категория
детеЙ, качественно отличающихся от сверстников, и соотвотственно, требующих
организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик - это высокий уровень каких-либо способностей
ЧелоВека. Этих детеЙ, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе
работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает:
lrc е сmв енн ой (музык€Lльно-художественной),
-ху
d о
-п с
uхомоmор но й (спортивная),
-
aKad ем ач
-
ан meJul
е
ес
ко й (способность у{иться),
кmу шt ь но й (умение ан€шизировать,
мыслить),
-mворческо й (не шаблонное мышление).
ПОСтепенный отход системы образования от ((штамповки) и понимание
ВОЗМоЖности воспитания будущего творца
бОЛЬШе осоЗнаются
на образовательном
<<конвейере>>
все
и заставляют искать новые формы работы с одаренными и
тzLIIантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реаJIизация
СПеци€Lльных программ обучения, которые соответствов€uIи бы потребностям и
ВОЗМоЖностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить даJIьнейшее развитие
одаренности.
Работу с одаренными детъми следует начинать с начальных классов в школе. Все
маJIенькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями.
Однако не все они рЕtзвиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают
вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с
годами резко снижается: есJIи в девятилетнем возрасте их примерно 60-700/о, то к 14
годам -З0-40%, а к 17 годам
-
15-20%.
Поэтому воOпитатоли детского 0ада и учитепя начаJIъных классов допжны 00здавать
р€Lзвивающую,
творческую образовательную среду, способствующую раскрытию
природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена
дальше продолжать начатую работу по сохранению и рЕlзвитию способностей
учащихся.
В структуру программы входят следующие разделы.
1.
Паспорт программы
Наименование про|раммы
Основания для р€вработки
программы
<<Одаренные дети))
- Закон Российской Федерации <Об образовании
в РФ> Jtfs 27З ФЗ от
29J22012
г.
целевая программа развития
образования на 2013 - 20|7 годы. <НационаJIьно
- Федеральная
образовательная стратегия
-
инициатива <Наша
новая школа)).
- Конвенция о правах ребенка.
-Федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения
-С
анитарно-эпидемиологическим
условиям
и
организации обучения
организациях,
общеобр€}зовательных
постановлением
утвержденных
в
Главного
государственного санитарного врача РФ от
29.|2.2010г. Jф189.
-
Федеральная целевая программа <Одаренные
дети), в рамках Президентской Программы
<Щети России>>, утвержденной Правительством
РФ от 0З.10.2002 г.
-
Методические рекомендации по организации
учебно-воспитательного процесса в соответствии
с требованиямиФГОС.
-Устав и локальные акты МБоУ (ЯСШ Jъl1)
Создание условий для выявления, поддержки,
I]ель процраммы
обучения,
воспитания
и
развития
индивидуальных задатков одаренных детей в
МБоУ (СоШ
Срок
реализации
Jф 15)
2019 - 2024 годы
программы
Составители программы
Администрация школы МБОУ (ЯСШ J\b11)
исполнители
Педагогический коллектив школы
основных
мероприятий программы
соисполнители
Ожидаемые
Учащиеся, родители учащихся
конечные
результаты про|раммы
- увеличение числа одаренных детей, которым
оказывается поддержка;
- создание индивидуальных образовательных
программ;
-
повышение квалификации
педагогов,
работающих с одаренными детъми;
*
совершенствование системы работы с
одаренными детьми
Система
контроля
исполнения программы
Контролъ в рамках программы осуществляет
администрация школы и методический совет.
Вопросы
заседаниях
исполнения
заслушиваются на
методических
объединений,
педагогических советах, родительских собраниях.
2.
Актуальность проблемы
Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая
работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в
начальной школе.
Катtдый человек т€uIантлив
по-своему,
потенциал. Но возмо}кность творить
-
у каждого есть значителъный творческий
это не талант, а умение, которое каждый может
в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком
одаренности. Формы проявления способностеЙ могут быть разные: явная, скрытая
одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой
восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная,
доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и
удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте р€ввития
познавательная потребность проходит три уровня
/ потребность
:
в новых впечатлениях (дошкольное детство);
рzlзвитие любознательности, выраженной в интересе
к определенным занятиям,
изучению коцкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
познавательная деятельность, направленная
исследов ания, профессион€lJIьное
на
проведение наrIного
определение (старший школьный возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет
способности в нер€ввитом,
зачаточном состоянии.
С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны сл9дующие
действия:
\/л/,определены основные направления по созданию оптимальных условии
р€Lзвития
одаренных детей (организация учебного процесса)
для
:
. нестандартные уроки, деятельностный тил обучения, обучение
самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих
способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного
на новую ситуацию;
. работа с
дополнительной литературой, обдумывание и
размышление, высказывание своего мнения, нестандартные
задания:'
r выставка творческих работ одаренных
детей; развитие творческих
способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с
внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах,
конкурсах;
. обеспечение базового дополнительного образования: организация
элективных курсов, работа кружков по предметам;
r проведение ежегодных научно-практических
школе <Путь в науку);
конференций в
общеразвивающие
традиционные
мероприятия школы;
школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса;
осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение
rrоддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более
углубленных индивидуЕtльных исследованиЙ, системное диагностирование
психологом;
/у
работе с
более высокого
детьми
высококвалифицированные
уровня развития привлечены
- учителя высшей и первой категории,
специалисты
имеющие большой опыт работы с детьми.
Но практика пок€Lзывает, что существуют проблемы и
нереЕtлизованные
возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в
следующих противоречиях
:
/ между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для
организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной
управленческои программы для ее осуществлениrI в школе;
/ между высокими требованиями,
предъявляемыми сегоднrI
к
обуrению
р€}звитию одаренных детей, и теми социаJIьными гарантиями в области
образования, которые им rтредоставляются;
У между огромными потенци€tльными
возможностями р€Lзвития
одаренного
ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
/ между специфичностью и проблемностью р€lзвития
одаренных детей
недостатком психолого-педагогических знании учителеи и родителей.
Разрешение вышеук€lзанных
противоречий возможно
при комплексном
системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего
педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к
проблеме одаренности, поиска дополнитеJIьных ресурсов и возможностей для
оптимизации этого ва}кного направления в деятельности школы. Реализация
программы <Одаренные дети)) позволит систематизировать эту деятелъность, а такяtе
поднять ее на более качественный уровень.
3.
Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социаJIьного развития ставят перед школой новые задачи,
поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый - более
свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления
з€Lлогом
Пр"
- булет
являться
социаJIьного успеха каждого, а значит, з€lJIогом процветания нации.
разработке программы <Одаренные дети))
в
качестве исходных были
использованы следующие концептуальные понятия.
Оdаренная лuчносmь
функцион€tльными
или
-
личность, отличающаяся от среднего уровня своими
потенциаJIьными возможностями
в
ряде
областей:
интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной
сфере (лидерство).
Одаренность - совокупность свойств личности, обеспечивающих реаJIьное или
потенциапьно успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной
или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно
одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей
-
в значительной мере определяющий как итог р€lзвития, так и его темп.
Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо
(дар)>,
помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познаваmельная способносmь занимает
в
структуре одаренной личности
доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и
действенностью.
Отличие личностей просто, с высоким уровнем споообностей от одаренных,
состоит именно в р€Lзличии уровня силы и доминирования мотивации. Именно
благодаря более высокому уровню мотивации одареннЕш пичность добивается более
значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень
способностей.
При разработке теоретических основ программы <Одаренные дети) в качестве
исходных были использованы следующие концептуаJIьные положения:
1.
Концепция квозрастной одаренности) (Н.С.Лейтес), согласно
которои
необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не
означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в
последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический
путь, согласно которому одаренноOть в младшем школьном
2.
рассматривается и р€ввивается
Подход
к
как некая общая, универс€lльная
возраOте
способность.
одаренности как проявлению творческого потенци€rла
человека
(А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокиЙ
уровень творческого потенцишIа, выражающийся, прежде всего в высокой
познавательной и исследовательской активности.
3.
,.Щинамическая теория одаренности (Ю.,Щ.Бабаева),
в которой акцентируется
внимание, во_первых, на понимании одаренности как развивающегося
свойства целостной личности, во-вторых - на оценке одаренности с точки
зрения н€uIичия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и
развитие и
l
или приводящих к феномену диссинхронии.
4. Экопсихологический подход к р€lзвитию одаренности
(В.И.Панов).
одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления
творческой природы психики человека. Поэтому основная
задача
современного педагога заклIочается в создании образовательной среды
развивающего (творческого) типа.
О
d
ар енн о
/
сmь мо нсеm пр оявляmь ся :
как одаренность явная (проявленная), которая ((у всех на виду). обычно в
этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты
утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего
числа таких детей;
/ как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок пок€вывает
явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта
одаренность куда-то исчезает;
/ как одаренность скрытая
(потенциzlJIьнчuI, непроявленная), т.е.
одаренностъ, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной
или иной деятельности данного ребенка, но существует
как
потенциаJIьная перспектива развития его способностей. ,Щетей со скрытой
одаренностью примерно 20-25О/о от общего числа учащихся.
В основу про?раммьl
со
поло}rcеньt
веdуu4uе меmоdолоzuческuе прuнцuпьt
временно й пеdаzоzuкu u пс uхолоzuu:
1. Системный подход. сущность которого заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их
взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с
одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса и матери€шьная
2.
Личностный подход,
утверждающий
представления
база.
социальной,
деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности.
В рамках
данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный
процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для
этого соответствуIощих условий.
- основа, средство и решающее условие
р€lзвития личности. Поэтому необходима специ€tльнаjl
работа по выбору и
З. Деятельностный подход. ,Щеятельность
организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию
субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение
детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию,
контролю, самоан€UIизу
4.
и оценке результатов деятельности.
К}rльтурологический подход обусловлен объективной связью человека с
купьтурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только р€rзвивается на
основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципи€шьно
становится творцом новых элементов культуры.
новое, т.е. он
В связи с этим освоение культуры
как системы ценностей представляет собой, во-первых, р€lзвитие самого ребенка и,
во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные
способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять
планирование и прогнозирование деятельности.
4.Основные цели и задачи программы.
Основная цель программы <Одаренные дети) закJIючается в создании условий для
выявления, поддержки, обучения, воспитаниrI и р€ввития
одаренных детей в
формированию
р€Lзличных
3 ad ачаlчt
и
индивиду€tльных
задатков
МБОУ (ЯСШ
J\b11), а также в создании среды,способствующей
максим€uIьно
полной реализации творческих способностей
в
областях науки и искусства.
u d анн
о
й пр
о
zp
амм
lrl я вля ю mся :
основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание
благоприятной социокультурной
среды,
культурно-информационного
пространства, организацию индивидуальной деятельности с
одаренными
детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной
самореализации одаренных детей
мероприятия разного уровня
через интеллектуаJIьно-творческие
;
условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя
общества, который сможет реаJIизовать свой потенциал исходя из своих
интересов;
деятельность у большинства учащихся, стимулироваI{ие познавателъного
интереса;
} учет индивиду€}JIьности
каждого учащегося, выработка его индивидуалъной
траектории р€}звития, раскрытие творческого потенциала;
} разработка системы
диагностики одаренных детей,
информационно-методического
обеспечение
и программного сопровождения, кадроВых
условий для работы с одаренными детьми;
эффективную социЕLльно_педагогическую работу с одаренными детьми.
5.
Стратегическиенаправленияпрограммы
- Созdанuе блаzопрuяmных условuй dля рабоmьt с оdаренньtлиu dеmьмu (BHedpeHue
переdовьtх обржоваmельньlх mехнолоzuй, нормаmuвно-правовое обеспеченuе
dеяmельносmu, формuрованuе банка daHHbtx по проблеме оdаренносmu, укреllленuе
Jи
аmерuальн
о
-mехнuч
ес
кой
б аз
ь)
- Меmоduческое обеспеченuе рабоmьl с
odapeHHbtlиu dеmьмu (повьtu,tенuе уровнЯ
профессuональноzо Jиасmерсmва пеdаеоzов, орzанltзацuя обмена опыmоful учumелей,
рабоmаюu4ttх
обе
с
odapeHHblMu dеmьмu, научно-лчtеmоduческое
u
uнформацuонное
спеченuе про?рапtмы)
- Jчlеропрuяmuя по рабоmе с оdаренньtfutu dеmьмu (учасmuе способньlх u оdаренны,х
d
еmей в .rйеропрuяmuях ржлuчно zo ур о вня)
диагностики одаренности учащихся и
функционирования этой системы.
организацию
эффективного
З. Научно-меmоOuческое
u
образоваmапьное
-
осуществляет апробацию и
внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику,
поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными
детьми. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на
участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкУрсоВ,
марафонов, конференций.
олимпиад, интеллекту€шьных
4. Соцаально-экономаческое
-
осуществляет поддержку одаренности ЧеРеЗ
организацию конкурса <<Ученик
годa>).
В рамках процраммы предусматривается реаJIизация следующих направлениЙ
работы.
/ Координационное
направление:
r организащияработы всего коллектива школы;
r интеграция в
рамках данного направления деятельности начальной и
средней школы, учреждений дополнительного образования;
. обеспечение нормативно-правовой базы;
. ресурсное обеспечение;
r
контролъи анаJтиз деятельности.
вление:
. формирование
банка
методического обеспечения для
выявJIения
одаренности;
r проведение специальных конкурсов, турниров
и т.д. для выявления
одаренных детей;
r проведение диагностики одаренных детей;
r диагностика
условий обучения и р€tзвития одаренных детей (в т.ч.
кадровых);
r создание банка данных <одаренные дети школы).
Кадровое направление:
rопределение критериев
одаренными детьми;
эффективности педагогической работы с
r повышение кв€lлификации
r оказание
педагогов на р€вных
уровнях;
методической и
информационной,
финансовой помощи
педагогам;
r создание
творческой группы учителей, работающих с одаренными
детъми;
r создание
условий для отработки и применения новых педагогических
технологий.
r создание образовательной среды для
р€tзвития
. организация
одаренных детей;
курсов углубленного изучения предметов, кружков
интеллектуальной, художественно-эстетической
r
направленности;
создание условий для }ruIастия одаренных детей в опимпиадах,
конференциях и других интеллекту€шьно-творческих мероприятиях
разного уровня;
' обеспечение материально-технической
базы;
r создание системы психологического сопрово)Itдения одаренных детей;
r использование информационно_коммуникационных
r
привлечение
внимания
государственного
педагогической
управления
средств
технологий.
общественности, органов
массовой информации к
проблемам одаренных детей;
r организ ацияработы библиотеки;
r
создание банка образовательных программ, диагностических и
методических матери€UIов;
. информационная поддержка педагогов, работающих
детьми.
б.
Этапы реализации
с одаренными
Реализация программы <Одаренные дети) рассчитана на 5 лет: с 201'9 по 2024
годы.
Первый этап * диагностико-организационныЙ - предполагается реаJIизовать в
20|9-2020 учебном году. Он включает в себя:
l
и организацию
создание
координационного
деятельности
совета;
r создание нормативно-правовой базы;
. обеспечение материально-техFIической базьl;
r создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе
реализации программы;
r создание базовых предметных групп;
I
школы
контингентаучащихся
изучение
с целью
выявления
тиПоВ
рДаренныХ
детей, ан€шиз информации об одаренных детях и условиях их обучения И
развития;
. отработка отдельных фор* и методов работы с одаренными детьми;
r создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы,
дошкольных уrреждений, средней школы, 1чреждений дополнительного
образования, общественных объединений;
l
информационно-методического
организация
обеспечения
и
повышения
психолого-педагогической компетентности учителей по
проблемам
одаренности;
. разработка авторских и корректировка имеющихся программ по
учебного
плана,
дополнительного
образования и
предМеТаМ
индивидуЕ}JIьных
образовательных маршрутов.
Второй этап
-
организационно-практический. этап реализации (2020,2021 гг.)
связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и
всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
. апробацияэксперимент€lJIъных
авторских программ;
-
ВО
r отбор и отслеживание динамики интеллектуаJIьIIых и творческих пок€lзателей
каждого ребенка;
r
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы
с одаренными детьми;
. углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
r методическая помощь
ре€tлизации программ, обмен опытом
совершенствование профессионаJIьного мастерства педагогов;
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнителъный
ан€UIиз,
коррекция;
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе,
регулярно е проведение интеллектуЕlпьно-творческих меропр иятий;
пополнение
данных
и
обновление банка данных <Одаренные дети школьD), банКа
образовательных
программ,
методических
материыIов,
диагностических методик;
r психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка
одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых резулътатов
планируется провести на третьем этапе в 202|-2022 году (рgФлексивнообобщающий или итогово-аналитический. этап). На этом этапе предполагается:
сравнительный ан€Lлиз и обобщение результатов развития одаренных детей;
мониторинг личных достижений учащихся;
r анаJIиз деятельности учителей по организацииработы с одаренными детьми;
r создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и
среднеи школы;
r определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их
решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в
этом направлении.
7.
Формы работы с одаренными детьми
. Индивиду€lльный подход на уроках, использование в практике элементов
дифференцированного обучения, проведение нестандартных фор* уроков;
r ,.Щополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к
олимпиадам, интеллекту€tльным играм, дискуссии, консулътации По
возникшим проблемам;
' Участие во всероссийской олимпиаде школьников;
r Психологические консультации, тренинги, тестирование;
. Конкурсы, интеллекту€Lпьные и|ры, фестивали, спортивные соревнования',
r Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также
спортивных секций по интересам;
r Использование современных средств информации (интернет,
медиатека,
компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
. Создание детских портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детЬМи
8.
l
принцип создания комфортных условий для совместной работы УЧащихСЯ И
учителя;
. принцип создания условий для самопознания и самореализации
кахtдой
одаренной личности;
l принцип вариативности
ре€}лизации
содержания, форr, методов 1"lебно-
воспитательного процесса;
r принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков,
спортивных секций;
r принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
9. Участники реализации программы
Руководители:
r директор
r заместители директора
r
руководители IIIMO
Творческая группа:
по: УВР,
ВР
r
.
rIителя начальных классов;
rIителя_предметники;
r школьныйбиблиотекарь;
r педагогидополнительного образования;
r тренеры-преподаватели спортивных секций
А так же:
r
учащиеся
МБОУ кЯСШ Jфl1)
r родители учащихся
Ожидаемые результаты
1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с раЗЛИЧныМИ
типами одаренности.
2, Разработка и
реаJIизация специыIизированных, индивидуалЬНых
дифференцированных программ поддержки и р€lзвития
одаренных
И
ДеТеЙ,
создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начzUIънои и
средней школой, учреждениями дополнительного образования, роДиТеЛяМИ
учащихся.
З, Использование системы диагностики
для выявления и отслеживания разлиЧНых
типов одаренности.
4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленноЙ работы
детьми, скJIонными к
с
творческой, интеллектуальной, художестВеннО-
эстетической и исследовательской деятельности.
5. Обобщение
и систематизация материалов педагогическоЙ практикИ.
10. Критериальная
база
Оценка результативности осуществляется по системе критериаJIьных приЗнаКов,
сущность которых сводится к
следующему: эффективность
ПроГраММЫ
определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного
ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколЬко
программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаронноГО
взрослого, для которого характерно,
во-первых, сформированное понятийное мышление,
во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность,
в-третьих, стабильная лидерская позиция.
Критерии
Методика изучения
показатели
1. Умение и
стремJIение
познанию
учащихся к
проявлению
наличие
высоких
достижений в
одном
Наличие
(J
G
ц
a")
ц
ьF
сп
у
сý
ё
G
U
П.Торренса
(фигурная форма), папка
достижений учащихся.
r
Опросник
субъектного
отношения
адекватнои
одаренного
уверенности в своих силах и
ребенка к деятельности,
и
себе
самому
возможностях.
окружающим.
положительной
t
мышJIения
или
нескольких видах деятельности.
(J
метод
.КраткиЙ тест творческого
личности
t
в
экспертной оценки.
своих
2. Креативность
3.
потребности
оценки
достижении,
и
возможностей.
ребенка,
l Тест
самооценки,
4.
Способностькрефлексии.
5
Мотивационная
сфера:
учебная мотивация, мотивация
плана,
мотивация общения и поведения.
6. Уровень
культуры
Метод
незаконченного
предложениrI.
r Тест
кИсследование
школьной мотивации).
интеллектуальнопознавательного
.
коммуникативной
1.
Ф
t:
с)
F
педагогов
оФ
аЕ о
ýЕ
ФЕ
о)ý
lr
6)
организацией
!
cBL
Ed
q)Ed а)
lx
j5
аЕ
NЕ
Е6)
ja
ilG
св
го
ь
д;
чБ
lE;
Еэ
Фl
х9
N
ё)
сl
ц
д
lr
е.)
\о
о
е)
о
е.)
о
н
Еtr
Ф9
содержанием,
и
в
деятельности
Еr
удовлетворенности
педагогов и
условиями
в
школе.
программы, взаимоотношениями
r Изучение
в школьном сообществе.
2.
родителей
жизнедеятельностью
рамках
Комфортность,
удовлетворенности
защищенность
Fа
Fё)
ФЕr
trФдtr
ое'r
цLЕ
-х
. Изучение
Удовлетворенность
учащихся жизнью в школе.
личности
одаренного школьника,
его
. Тест
ШКОJIЬНОИ
тревожности Филипса.
отношение к основным сторонам
х(изнедеятельности в IlIколе.
З.
Удовлетворенность
результатами
родителей
обучения, воспитания и р€}звитиrI
своего ребенка.
1.
и качество
Эффективность
подготовки
одаренных
в
Участие учащихся, педагогов
смотрах,
конкурсах,
олимпиадах,
конференциях,
фестивалях и т.д.
З.
Социальный
Содержание
Методики статистического
анализа
динамика.
учащихся.
2.
r
опыт.
и
характер
ах
git
дальнейшей
\Jt
lrц
одаренных выпускников.
деятельности
данных,
их
11.План реализации направлений программы <<Одаренные
дети>>
на
2019-2024 годы
Nь
Основные направления
Сроки
исполнители
20|9-2020
Методический совет
п/п
Подготовительная работа
1
Формирование
<Одаренные
банка
данных
дети>>:
- Организация раннего выявления и
задатками
поддержки детей с
творческой одаренности;
Зам.директора по УВР
ступени, психолог
- Выявление, поддержка и развитие
творческих способностей одаренных
Учителя
учащихся начаJIьной школы;
начальнои
школы, психолог
- Проведение мониторинга условий
и
результатов у.rебной деятельности и
участия в олимпиадном движении;
- Проведение мониторинга условий и
Зам.директора по
УВР
результатов внеурочной деятельности,
достижений учащихся
Зам.директора по ВР
2
Развитие взаимодействия с семьей 20t9-2020
Зам. директора по, УВР,
по
одаренного ребенка
ВР,
классные
руководители
a
J
Создание информационной системы 2019-2020
Учреждения
дополнительного образования детей,
дополнительного
включая:
банк
образования,
данных
образовательных
зам.директора по ВР,
программ
дополнительного образования.
4
Разработка
индивидуальных
образовательных
программ
соответствии
с
2020-202t
в
зам.дир9ктора по
УВР
Творческие
группы
учителей-предметников
особенностями
одаренного ребенка
Научно-методическое и образовательное направление
1
Создание системы дополнительного
образования как
условия
2019-2020
Создание системы психолого-медико-
зам.
директора по УВР, по
для
вр
саморазвития и самореализации
2
Администрация,
2020-2020I Зам. директора по УВР
социального сопровождения
a
J
Апробация
и
диагностического
внедрение
20]l9-2020
Психолог,
учителя-
предметники
инструментария
выявления одаренных детей
4
Апробация и внедрение программ
р€ввития
5
и поддержки одаренности
с
2021
года
Зам. директора по УВР,
учителя-предметники
Создание и ведение банка данных, 2020-2022
Методический
включающее сведения о детях разных
координационный совет
типов одаренности и таJIантливости,
программах
образовательных
обучения одаренных детей, кадровом
обеспечении процесса
Повышение квалификации
6
кадров,
2020-202з
Администрация
2020-202з
Администрация
2021-2022
Зам.
работающих с одаренными детьми
Создание нормативной, матери€tJIьно-
7
технической, методической базы
Организация методического семинара
8
<<Педагогика сотрудничества как
директора по
НМР, УВР и ВР
главный способ воспитания внутренне
свободных
и
обучающихQя,
саморазвитию,
|
творческих
к
способных
самовоспита||ия,
самореализации))
L{еленаправленная работа с 2020-2023
родителями по проблемам детской
9
психолог,
классные
руководители
одаренности, способам ее поддержки и
рЕtзвития
10
Участие педагогов в научных, научно-
2020-202з
Зам. директора по УВР
2020-2023
Щиректор, родителъский
практических конференциях разного
уровня по проблемам одаренности
ребенка
11
Привлечение
общественности
внимания
поселка
к
комитет
потребностям одаренных учащихся
I2
Создание информационной базы по 20t9-2022
Зам. директора по
УВР
проблемам одаренности детей
13
Исполъзование матери€tлов
российских
2020-2022
Педагоги школы
2020-202з
Зам. директора по УВР,
саЙтов в Интернете, посвященных
проблемам одаренных детей
I4
Оперативный сбор и оформление,
распространение материалов по
школьный
рубрикам:
библиотекаръ, педагоги
- опыт педагогической работы
одаренными детьми;
-
родителъские
заметки
об
особенностях воспитания и развития
одаренных детей, а такх(е о проблемах,
с которыми им придется сталкиваться;
- <Судьбы одаренных людей
-
судьбы
одаренных детей>) - проведение
<Уроков успеха)
- детские достижения (рисунки, стихи,
фотографии, творческие работы,
проекты )
-<Ими гордится
шкоJIа>>
раздел
сборника
детского
школьного сайта
15
Выпуск
литературного
202з
Зам. директора по
УВР
2020-2024
Зам. директора по
НМР
творчества
<Вдохновение)
16
,Щеятельность методического совета:
-
рассмотрение
матери€tJIов
педагогических исследований
по
данноЙ проблеме;
- организация апробации методик
обучения школьников
Социально-экономическое
1
Создание условий для оказания 2020-2022
социальной,
одаренным детям
психологической,
Щиректор, родительский
комитет
медицинской
помощи
2
Создание
общения,
среды
2020-2024
самореаJIиз ации, социаJIиз ации:
-
договоров
заключение
с
образования
rIреждениrIми
зам.
,,Щиректор,
директора по
УВР
различного уровня;
-
организация
Руководители
и
предметных олимпиад
проведение
рЕlзличного
уровня;
_ организация
творческих групп, Зам.
директора по
УВР
Учителя-предметники
смотров творческих
достижений;
Зам. директора по
УВР
- организ ащия проектной деятельности
Организация
совершенствование
Зам. директора по ВР
работы творческих объединений и
спортивных секций
различной
направленности
год
12.Перспективный план деятельности на 2020-2024 учебный
ответственные
Содержание работы
Организационная работа
Зам. директора по
Утверждение и согласование плана
увр
работы на текущий год.
Формирование банка данных учащихся, В течение года
имеющих высокий уровень учебнопознавательной деятелъности.
Кпассный
тестирование, Октябръ
Психологическое
выявJIение
рЕtзвития
уровня
Педагог-психолог
руководитель
познавательной, мотивационной сфер
учащихся, степени
одарёнriости
учащихся.
Годrоrо"*u памятки и рекомендаций
дJIя учащихся по различным видам
деятельности с целъю обеспечения их
Педагог-психолог
психолого-педагогической поддержки,
Обеспечение
индивидуаJIизации,
В течение года
Педагог-психопог
Учителяпредметники
дrфф.р.нциации учебной
от
учащихся в зависимости
развития их познавателъной
мыслительных процессов,
Октябръ
Форм"рование пакета оJIимпиадных
заданий по предметам для проведения
школъного этапа предметных олимпиад,
Формирование групп учащихся для
дополнительных занятий, Организация
консуJIътаций, дополнительных занятий
мотивированных учащихся силами
для
Зам. директора по
увр
Учителяпредметники
Зам. директора по
увр
Учителяпредметники
учителей шкопы.
обеспечивающих В течение года
тесную взаимосвязъ учебного процесса
дополнительного
системой
с
образования через кружки, секции,
Со.дu"". условий,
Организация
шкопъного
этапа Ноябрь
Всероссийской олимпиады школъников
среди 5-tt-x классов,
Классный
руководитель
Педагоги
дополнителъного
образования
Зам. директора по
увр
олимпиады
мпадших школьников.
течение года
Ор.u""зuц"я проектной деятельности В
реализация
(разработка защита,
школьных проектов, участие в
конкурсах проектов)
бр.u"и.ация подготовки школьников к Октябръ-январь
муниципальном,
в
уIастию
Всероссийской
регионаJIьном этапах
олимпиады школъников
Зам. директора по
увр
Учителяпредметники
Зам. директора по
увр
Учителяпредметники
В течение года
составление отчётов и аналитических
документов, организация конкурсов,
научно-практических
олимпиад,
Зам. директора по
увр
конференций.
с одарёнными детъми,
перспективы в работе на 2022,202З
Зам. директора по
учебный год.
Классный
Ана_пиз работы
увр
руководитель
Педагоги
дополнительного
образования
расширению В течение года
возможностей реализации умственного
потенциаJIа детей в урочной и
внеурочной деятелъности.
Зам. директора по
в течение года
Зам. директора по
Сбор предложений
шо
школьного
Организация
работы
научного общества <<Мысль>>.
увр
увр
Методическая работа
Оказание методическои
разработке
помощи
в
В течение года
Зам. директора по
В течение года
Зам. директора по
пособий,
классных
увр
мероприя,tии)
профилактической
направпенности.
По..ще"".
уроков
предметников с целью
учителейвъUIвления
приемов разноуровневого обучения на
уроках математики, русского языка,
истории, обществознания в профильных
классах
В течение года
увр
обaaaraчa""a
исследователъской
деятелъности учащихся
В течение года
Проведение педагогических
консультаций с родителями по
Зам. директора по
увр
вопросам:
- круг интересов учащихся,
- трудностей в учебе,
- индивиду€LJIьных
20
способностей.
Учителяпредметники,
заместитель
директора по УВР
На заседаниях методического совета
обсуждение резулътата организации
профилактической работы, участие в
конкурсах, предметных олимпиадах,1,
Семинар <<Педагогика сотрудничества
как главный способ воспитания
внутренне свободных и творческих
к
способньж
обучающихся,
саморазвитию,
самореализации)
самовоспитания'
нормативно-правовой В течение года
документации rrо организации работы с
одарёнными учащимися.
Зам. директора по
В течение года
Зам. директора по
Взаимопосещение уроков с целью В течение года
набпюдения за деятелъностью rIащихся
Зам. директора по
с
Учителяпредметники
Об*"п."".
и
ИндивидуаJIьньiе
по
консультации
групповые
организации
профориентационной работе в классе
повышенными
учебными
способностями
Организация деятельности с учащимися
увр
увр
увр
В течение года
Проведение
интеллектуального
марафона, предметных недель
Зам. директора по
увр
Учителя-
Участие школьников в дистанционных
В течение года
конкурсах, олимпиадах, викторинах,
муниципаJIъном,
на
курсах
регионалъном, Всероссийском и
увр
Классный
руководитель
Международном уровнях.
Участие во внутри вузовской
практической конференции
вые шаги в н
Участие во внутри вузовской
практической конференции
<Первые шаги в науку).
Зам. директора по
Зам. директора по
научно-
увр
учащихся
научно-
Март-апрель
Зам. директора trо
В течение года
Зам. директора по
учащихся
Пополнение ((Портфолио достижений>>
учащихся школы. Портфолио учащихся
увр
нмр увр
Классный
Привлечение
мотивированных
осуществлению
одаренных, В течение года
к
}чащихся
помощи
слабоуспевающим в классе
Fiбоrа школьного научного общества
Зам. директора по
увр
Кпассный
В течение года
Зам. директора по
увр
организация и функциональное обеспечение программы:
1.
Общее руководство за разработкой
и
реализацией программы осуществляет
директор школы;
по учебной работе:
2. обеспечивает реализацию программы заместитель директора
-
организация;
- координация;
- контроль.
3. ФункционаJIьные обязанности учителей, работающих с одарёнными детьми:
-
организация и проведение занятий с одарёнными детьми
-
с одарёнными детьми;
разработка рабочих программ для работы
-
мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми;
,
-ПоДГоТоВкаУЧаЩиХсякУчасТИЮВоЛиМПИаДах,конкУрсахшколЬного'
муниципального, регионаJIьного уровня,
практической части;
контролъ за выпопнением рабочих программ и их
_
программы;
- отчёты предметных МО в рамках реаJIизации
по организации работы с
подготоВка матеРиаJIов, методических рекомендациЙ
одарёнными детъми.
Организация и содержание учебного процесса
и естественно-научных
- Ориентирование на достижения в области гуманитарных
знаний;
образовательных
- Формирование групп учащихся, нуждающихся в дополнителъном
с Уставом школы;
услугах на ппатной основе в соответствии
деятельности учащихся
- Ориентирование на участие в научно-исследовательской
-
оптимизирующих и
Внедрение современных педагогических технологий,
интенсифицирующих учебный процесс;
их интересов и
-Учёт особенностей индивидуаJIЬного развития одарённых детей,
склонностей.
Создание банка данных одаренных детей
необходимо создание банка данных
для успешной реализации программы
сведения об
в который булут входитъ: анкетно - биографические
одаренных детей,
среди учащихся,
одаренных детях, психодиагностические обследования
работа во время проведения
анкетирование детей. Щиагностическая
интеллекту€lJIьных
портфолио
и художественных конкурсов и урочной деятельности,
r{ащихся и учителеи.
Приложение
1.
1
Портрет одаренного ребенка
задает вопросы,
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно
2. Предлагает много идей,решений
з. Свободно высказывает
4. Склонен
задач, ответов на вопросы,
его,
свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает
к рискованным действиям,
озабочен преобразованием,
5. Обпадает богатой фантазией, воображением. Часто
улучшением общества, предметов,
в ситуациях, которые
6. обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор
могут не казаться другим смешными,
7. Чувствителен к красоте, внимателен
к эстетике веЩ€И,
отдругих,
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться
без
9. Конструктивно критичен, Но принимает авторитарных указаний
критического изучения.
1
0.
предметов,
Стремится к самовыражению, творческому исполъзованию
tIервоклассников булет
ПрИ поступлениИ В школУ дпЯ родителеЙ будущиХ
их детей,
проведеНо исследОвание о наклонностях и способностях
Приложение2 Родительское исследование
(заполняют родитепи)
мысJIи, имеет
1. У моего ребенка хорошо развита речь. он ясно выражает свои
большой словарный запас (Ща / нет)
(да
2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца,
l
нет)
3. МоЙ ребеноК
4. МоЙ ребеноК
овладеЛ навыкаМи слогового чтения (Ща / нет)
с удовоПьствиеМ читаеТ детскуЮ литератУру (Да / нет)
5.
Он очень любит рисовать
6.
он
(,Ща /
нет)
(Ща / нет)
оченЬ любиТ заниматЬся худоЖественным трудом
7. ЛюбИт слушаТь музыкУ, петЬ песни, импровизировать
и танцеватъ (Ща / нет)
8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
9. ЧеМ больше всегО любиТ заниматъсЯ ваШ ребенок
в
свободное время?
нет, укажите
10.с удоволъствием ли ваш ребенок собирается июи в школу, если
причину.
приложсение 3. днкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образчу в течение учебного года)
Nь
п/п
Фио
Год
,.Щомашний
рождения
адрес
Класс Виды
одаренности
Участие
в
олимпиадах
и
конкурсах.
Результативность
младших школьников
приложение 4. Методика диагностики одаренности
профессор Московского
двтор - д.и.савенков, доктор педагогических наук,
педагогического университета
интересов и скJIонностей младших школьников
Щель: выявление напраВленности
(учащихс я |,2,х классов)
Метод проведения
:
анкетирование,
баллов в соответствии с
обработка результатов: проводится по подсчету суммы
суммы баллов
преобпаданием <<*>> и (-) в столбцах таблицы. Полученные
направJIенности интересов и склонностей к опредепенной
являются показателями
сфере:
r
.
математика и техника (1-й столбец листа ответов);
гуманитарная сфера (2-й столбец);
r
.
r
r
художественная деятепъностъ (3-й столбец);
'
труд по самообслуживанию (7-й столбец),
физкупътура и сtIорт (4-й столбец);
коммуникативные интересы (5-й столбец);
природа и естествознание (6-й столбец);
Анкета для учащихся
свои
запишите
имя
и
фамилию
номерам вопросов,
ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют
(с вашей точки зрения) ребенку,
ЕслИ то, О чем говОрится в вопросе, не нравится
_ <<**>>, Если по какой_
в клетке (-); если нравится (*))] очень нравится
ставьте
-
незаполненной,
либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте кпетку
кНравumся лu mебе ",>
Вопросьt: KaHcdblй вопрос начшнаеmся со слов:
1. Решатъ JIогические задачи и задачи на сообразительность,
2.
тебе читают сказки, рассказы, повести,
Читать самостоятельно, слушать, когда
З, Петь, музицировать.
4. Заниматься физкулътурой,
5. Играть вместе с другими детьми
в различные коллективные игры,
6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы
7.
о природе.
(мыть посудУ, помогать готовить пищУ),
Щелать что-нибудь на кухне
В. Собирать технический конструктор,
9. Изучать язык, интересоваться
и пользоваться новыми, незнакомыми словами,
1
0.Самостоятельно рисовать,
1
1.Играть в спортивные, подвихtные игры,
1
2.Руководитъ играми детей,
животными, насекомыми,
1З.Ходитъ в лес, поле, наблюдать за растениями,
14.Ходить в магазин за продуктами,
машинах, космических кораблях и
15.ЧитаТь (когда тебе читают) книги о технике,
др.
городов, животных),
16.Игратъ в ицры с отгадыванием слов (названий
7.Самостоятелъно сочинятъ истории, сказки, рассказы,
18.Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам,
19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми,
1
(кошек, собак и др,),
20.Содержать домашний аквариум, птиц, животных
и
21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки ДР,
кораблей и др,
22.Конструировать, рисовать проекты самолетов,
23.ЗнакоМиТЬсясИсТорией(посещаТЬИсТориЧескИемУзеи).
взрослых заниматься различными видами
24. Самостоятельно, без побухtдений
художественного,гворчества,
о спорте, смотреть спортивные
25.Читать (слушать, когда тебе читаrот) книги
телепередачи.
людям (убеждать, споритъ,
26.Объяснять что-то другим д9тям или взрослым
док€tзыватъ
27
свое мнение).
.Ухаживатъ за домашними растениями,
пылъ, подметатъ пол и
28.помогать взрослым депатъ уборку в квартире (вытиратъ
др.).
в школе,
29, считжь самостоятельно, заниматься математикой
и
з0. Знакомиться с общественными явлениями
з
международными событиями,
1.участвовать в постановке спектаклей,
32.Заниматься сrrортом в секциях и кружках,
33.Помогать другим людям.
34.работать в саду, на огороде, выращиватъ растения,
35.ПомоГать и самостоятельно шитъ, вышивать, стиратъ,
лист ответов
1
2
J
4
5
6
7
8
9
10
11
I2
tз
|4
15
1б
|7
18
19
20
zt
22
2з
24
25
26
2,7
28
29
30
31
a.а
aa
JJ
34
35
эZ
школьников
приложение 5. Методика диагностики одаренности младших
профессор Московского
характера, направленности интересов и склонностей
щелъ: выявпение особенностей
мпадших школьников (учащихся 3,4-х классов),
Метод проведения: анкетирование,
баллов в соответствии с
обработка результатов: проводится по подсчету суммы
суммы баллов являются
преобладанием ((+) и ((-) в столбцах таблицы, Полуrенные
к определенной сфере:
показателями направленности интересов и склонностей
интелЛектуаJIьная (1-й столбец листа ответов);
l
r
r
r
.
творческая (2-й столбец);
академическая (3-й столбец);
художественно_изобразитеJIьная
музык€tльная
(4_й столбец);
(5-й столбец);
I литературная (6-й столбец);
l артистическая (7-й столбец);
r
r
r
техническая (8-й столбец);
лидерская (9-й столбец);
сlrортивная (10-й столбец).
Приложение б. Анкета для учащихся
Запишите
свои
имя
и
фамилию
Еомерам вопросов,
ответы помещайте в клетках, номера которых соотвотствуют
личности р€lзвито хорошо, четко выработано,
<<**>> - если оцениваемое свойство
проявляется часто;
<<*>>
- свойство заметно выра)Itено, но проявпяется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко,
в
друг друга;
проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают
(-) - более ярко выраItено и
оцениваемому.
чашIе проявляется свойство личности, противоположное
Вопросы:
абстрактными
1. Скпонен к погическим рассуждениями, способен оперироватъ
понятиями.
2. Нестандартно мыслит
решения.
З. Учится новым знаниям
4.
В
и
часто предпагает неожиданные, оригинальные
очень быстро, все ((схватывает на лету),
рисунках нет однообразия. Оригиншtен
в
выборе сюжетов, обычно
изображает много разных предметов, людей, ситуаций,
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям,
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи,
7, Легко входит
и других,
в роль какого-Jlибо персонажа: человека, животного
8. Интересуется общением со сверстниками,
9.
Иниlлиативен в общении со сверстниками,
в большом объеме
10.энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося
движений.
к кпассификации,
11.проявляет большой интерес и исключительные способности
новую идею,
12.не боится новых попыток, стремится всегда проверить
специutпьного заучивания,
13.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без
не тратит много времени на то, что нужно запомнить,
14.
Становится вдумчивым
и очень
серьезным, когда видит хорошую картину,
(худох<ественно
слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую
выполненную) вещь.
15.чутко реагирует нахарактер и настроение музыки,
16.I\4ожет JIегко построитЬ рассказ, начиная
|7
оТ завязки сюжета и
кончая
разрешением какого-либо конфликта,
.Интересуется актерской игрой,
старые детали дпя
18.может легко чинить испорченные приборы, исполъзовать
создания новых подеJIок, игрушек, приборов,
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых JIюдей.
20.любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
19.
запас,
21.умеет хорошо излагать свои мыспи, имеет большой словарный
предметов (например,
22.изобретателен в выборе и использовании различных
быта и другие
использует в играх не только игрушки, но и мебель, IIредметы
средства).
его сверстники обычно
23,зrтаетмного о таких событиях и проблемах, о которых
не знают.
камней,
24,Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков,
открыток и т.д.
25.Хорошо поет.
выбранного сюжета, не
26,рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться
теряет основную мысль.
чеповека,
27.Меняет тонаJIъность и выражение голоса, когда изображает другого
любит загадочные
28.любит разбираться в причинах неисправности механизмов,
поломки.
29.Легко общается с детьми и взрослыми,
30.часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников,
событием и другим, между причиной и
31. Хорошо улавливает связъ ме}кду одним
следствием.
32.
Способен увлечься,
<<уйти
с головой> в интересующее его занятие,
i4.становится вдумчивым и очень серъезным, когда видит хорошую картину,
слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно
выполненную) вещь.
15.чутко реагирует нахарактер и настроение музыки,
16.1vlожет легко построить рассказ, начиная
р€врешением
1
7.
от
завязки сюжета
и
кончая
какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
18.Может легко чинить испорченные IIриборы, исполъзовать старые дет€Lли для
создания новых поделок, игрушек, приборов.
19.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20.Любит участвовать в спортивIrых играх и состязаниях.
2i.YMeeT хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.изобретателен в выборе и использовании р€lзличных
предметов (например,
использует в играх не толъко игрушки, но и мебель, предметы быта и другие
средства).
2з.знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно
не знают.
24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней,
открыток и т.д.
25.Хорошо поет.
26,рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не
теряет основную мысль.
27.меняет тонzLлъность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28.любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные
поломки.
29.Легко общается с детьми и взрослыми.
зO.часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и
следствием.
32.
Способен увлечься,
<<уйти
с головой>> в интересующее его занятие,
33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год илина два, т.е. ре€tльно мог бы
учиться в бо.ltее старIпем классе, чем учится сейчас.
34.Любит исполъзовать какой*либо новый материал для изготовления игрушек,
коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
З6.Придерживается только rлеобходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывае1, оставляет главное, наиболее характерное.
37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38.Любит чертить чертея(и и схемы механизмов.
З9.Улавливает причины поступков других людеЙ, мотивы их поведения, хорошо
понимает недосказанное.
40.
Бегает быстрее всех в классе.
41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43.
44.
Проявляет ярко выраженную, р€вностороннюю
любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное
нЕ}значение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без
побуждения взрослых.
45.Любит музык€tJIьные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
46.Выбирает
в своих
рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства LIерез
мимику, жесты и двих(ения.
48.Читает (любит, когда ему читаIот) rкурналы и статьи о создании новых
приборов, машин, механизмов.
49.Часто руководит играми изаня^tиями других детей.
50.
Щвижется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания
сверстников на год или на два.
с
опережением своих
54.
к рисунку или лепке для того, чтобы выр€вить свои чувства
Обращается
и
настроение.
55.Хорошо играет на каком-либо инструменте.
56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания
события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает
основной линии событий, о Itоторых рассказывает.
57.
Стремится вызывать эмоцион€Lльные
реакции у других людеЙ, когда о чеМ-То
С
увлечением расскЕlзывает.
58.Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59.Склонен принимать
на себя
ответственностъ, выходящую
за
раМКИ,
характерные для его возраста.
60.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит УЖе
испытанных вариантов.
63.
Умеет делать выводы и обобщения.
64.
Любит создавать объемные изобра>ltения, работать с глиноЙ, пластилином,
бумагой, клеем.
65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66.Склонен фантазироватъ, старается добавить что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоционапьные
переживания.
68.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных
((проектов>>
(моделей летательных аrrпаратов, автомобилей, кораблей).
69.Щругие дети предпочитают выбиратъ его в качестве гIартнера по играм и
занятиям.
70.Предпочитает проводить свободное время
в
подвих(ных играх (хоккеЙ,
баскетбол, футбол и т.д.).
71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении
функциях предметов.
И
Способен предложить бо.пьшrое количество самых разных идей и решений.
,7з.В свободнОе времЯ люби,Г читатЬ научно-Популярные издания (детские
72.
энциклопедии и справочники), делает это. Как правило) с большим интересом,
чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74.IVIожет высказать cBolo ообственную оценку произведений искусства, пытается
восIIроизвести то,
что ему понравилось, в своем собственном рисунке или
созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
75.
76.умеет в расск€lзе изобразить своих героев оченъ живыми, перодавать их
характер, чувства, настроения.
77
.
IIюбит игры-драматизации.
78.Быстро и легко осваивает компьютер.
79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80.Физически выносливее сверстников.
лист ответов
1
2
a
J
4
5
6
7
8
9
10
11
I2
13
|4
15
16
17
18
19
20
2|
22
2з
24
25
26
21
28
29
30
з1
32
aa
JJ
з4
35
зб
an
эl
38
з9
40
4t
42
4з
44
45
46
4,7
48
49
50
51
52
53
54
55
56
5]
58
59
б0
61
62
бз
64
65
66
67
бв
69
70
7\
72
1з
]4
75
76
77
78
79
в0
Приложение 7.Психодиагностические обследования среди учащихся
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регуJIярные
психодиагностические обследования среди учаIцихся. ,Щиагностическая рабОта
проходит во
время проведения административных контрольныХ
РабОТ,
интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров,
сtIортивных соревнований и эстафет.
В качестве диагностического материала планируется использоватЬ:
r анкетирование родителей и учителей;
r специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного
обследования ребенка;
r диагностику интеллекта и познавателъной сферы ребенка: ТеСТ ВеКСЛеРа
(вербальная и
гешт€tльт-тест,
невербальная креативность, визуыIьно-моторныЙ БеНДеР
уровень интеллекту€Lльного
развития);
r диагностикувидеомоторной коррекции;
. вербальный тест Айзенка;
.
. опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
.
шкutлу самооценки (как достичь успеха и не потерять то, что имеешь);
r
методику <Интеллекту€tлъная
лабильность)) или <<Умение перекJIючаТЬся);
r
методику <<Числовые ряды)> или <оценка математического мышлеНия>);
l
тест <Уровенъ р€ввития
l
тест <уровень сформированности творческих способностей>;
личности> (уровень воспитанности);
r тесты для интеллектуалов.
Приложение 8. Портфолио учаlцихся и учителей
одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений
являются создание школьного портфолио.
портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку,
карту интересов ребенка, сведения о достижениях и, наградах на конкурсах
школьного и районного уровней' образцы лучших творческих работ, фотографи',
грамоты и дипломы.
Образец портфолио для детей
Портфолио
тайна моего имени:
Ф.и.о.,
Знак зодиака:
vченика
(_))
(цы)
класса
МБОУ (ЯСШ Jtr 11)
Я родился (родиласъ)
Карта моих интересов
в
год:
Я занимаюсь в кружках,
секциях:
Мои
лiобимые
занятия,
увлеLIения:
Участие в конкурсах
Участие в концертах
Участие в олимпиадах
Участие в общественной
Мои добрые и полезные
Награды и достижения
жизни школы и класса
дела
Приложение 9. Карта моих интересов
Есть ли у тебя друзъя?
-|
J
Тебе нравятся уроки математики?
4
А русского языка?
5
чтение книг - твое любимое занятие?
6
Нравится ли тебе получать хорошие отметки?
7
Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?
8
С радостью ли ты ходишь в школу?
9
Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?
10
Стараешъся ли красиво писать, выводя каждую букву?
11
Ты
изучаешь происхождение слов и
отдельных
словосочетаний?
|2
Тебе нравится решать математические задачи?
13
Стараешься ли ты находить разные способы решения
задач?
\4
Читаешь ли ты
дополнительную литературу по
окружающему миру?
15
Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых
людей?
16
Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?
|7
Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?
18
Ты подкармливаешь животных зимой?
19
Ты с удоволъствием работаешь на уроках труда?
20
Ты любишь рисовать?
2|
Ты любишь узнавать новое о великих художниках?
22
Ты посещаешь кружки?
./.э
А спортивные секции?
24
Ты участвуешь в конкурсахи соревнованиях?
25
Принимаешь JIи ты активное участие в деятельности
детской организации в школе?
26
Щоказываешь ли ты cBolo правоту, отстаиваешь свою
точку зрения?
27
JIrобишь ли ты делать приятное своим друзьям?
28
Любишь ли ты смотреть фильмы об истории наtrlего
государства?
29
Есть ли у тебя домашние обязанности?
30
с удовольствием ли ты выполняешь их?
Приложение
1,0.
Система работы учителей с одаренными детьми
в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и
темпы усвоения учебного матери€Lла.
Работать с такими детьми интересно и сложно.
В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения,
гДо
могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному
умственному труду, самопознаниIо.
Основной целъю р€Lзвития и успешного обучения одаренных детей на уроках
является:
r совершенствование предмеl,ных умений
и навыков;
r повышение учебной мотивации одаренных детей;
r развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
l
развитие
навыков
и
исслеловательской
самостоятельной
познавательной
деятельности;
.
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы
учителя на уроках.
lVIетоды:
r
частично-поисковый (прив.тrечение
к поисковой деятельности,
использование
творческих заданий, решlение нестандартных задач);
r исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
. проблемный;
r проективный.
Формы:
r нетрадиционные уроки
творческая мастерская)
(урок-КВН;
урок-путешествие, урок-игра, урок-
;
r кJIассно-урочная (работа в парах, в маJIых группах), разноуровневые и
творческие задания;
r ролевые игры;
r консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, irридать ему познавательный, творческий,
занимательный характер,
в
учебrrой деятельности необходимо исrrользовать
различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные
игры по предметам, электронные энциклогIедии, а также применять современные
технологии: и|ровые, учебно-исследовательские, коммуниативные,
проблемно-
поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей
беглость мышJIения, гибкость умо, любознательность, умение выдвигать и
разрабатывать гипотезы.
Приложение
1
1.
Предметные олимпиады
выявление интеллектуапьного потенциапа детей, ошределение их творческих
способностей и склонностей к отдеJIьным предметам являются основной ступенью в
работе с одаренными детьми. Большую ролъ в р€tзвитии
интереса к предметам играют
олимпиады.
Предметные олимпиады
I_{ель
олимпиады
-
- это состязания школьников
повышение уровня знаний
в разных областях ЗнаНиЙ.
и умениЙ
одаренныХ УчаЩиХСЯ,
развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации)
формирование навыков планиров ания и самоконтроля.
В школьном туре участвуIот все желаIощие, во втором и третьем - победители
отборочного тура. в течение учебного года проходит кропотливая работа по
подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы И ЗаДаНИЯ ПО
предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные
угIражнения.
материалы для олимпиады включают в себя несколъко видов заданий. Они
предусматривают как программный матери€Lл,
так и матери€lJI
повЫШеННОЙ
сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и
классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, (включать) интуицию и
воображение.
олимпиады - это в первую очередь праздник дJIя де,гей. Поэтому перед началом
проведения олимпиад необходимо rIровести тор>ltественную линейку, на которой
прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.
Олимпиады в старшем и среднем звене проводятся по таким предметаМ как:
математика, русский язык, литература, биология, химия, география, технология,
физическая культура, обществозIlание, история, экономика, право. Победители
школьного тура награждаются грамо,гами.
Приложение 12. . Характеристики доминирующих способностей ребенка
1. Инmеллекmушtьньrе способносmu
Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
Обладает чувством (здравого смысла) и использует знания в практических,
повседневных ситуациях.
Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает
связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо
понимает недосказанное. ,,Щогадывается о том, что часто прямо не высказывается
взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поатупков других людей,
мотивы их поведения.
Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специапьных
заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не
знают и не догадываются.
Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений
выражает свою мысль.
Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше
на год или на два.
Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов,
по поводу
которых часто спрашивает взрослых.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен
учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за
того, что учебный материал ему ("й) уже хорошо знаком из книг, журналов,
рассказов взрослых.
Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригин€Lльные ответы,
решения,
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое
и
неожиданное.
2. XydoatcecmиeшHble способносmu
В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных
предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сIожетах рисунков).
серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и
очень
серьезным,
когда
видит
хорошую
картиIIу,
слышит
музыку,
видит
необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
оригинален в выборе сю}кета (в рисунке, сочинении. описании какого-то
события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней,
марок. Открыток и т.д.).
.Всегда готов использовать какой-либо новый материаJI для изготовленшI
игрушки, картины, рисунка. композиции, в строительстве детских домиков на
игровоЙ площадке, в работе с но}кницами, клеем.
когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции,
имеющие художественЕое назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразитъ свои чувства и
настроение.
интересуется произведениями искусства, созданными Другими людьми.
может высказатъ свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему
понравилось, в своем собстветrном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить
события или вещи в трех измерениях и пространственно.
3. Музьtкшuлrньlй mаланm
отзывается оченъ быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в
них.
Хорошо поет.
В игрУ на инстРументе, в песнЮ или танец вкJIадывает много энергии и чувств.
любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
в пении или музыке выражает чувства,
свое состояние.
Сочиняет оригинаJIьные, свои собственные мелодии,
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
4, Способносmu
к заняmuяIw научной рабоmой
Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих
сверстников на год-два.
Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к
установлению обобщений.
Хорошая ((моторная>) координация, особенно между
зрительными
восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, ЧТо
слышит).
После уроков любит читатъ научно-популярные журналы и книги и делает это
с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.
Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или
родителями или если его ((эксперимент)) не получился.
Пытается выяснить причины и смысл событий.
Проводит много времени над созданием собственные
(проектов)):
конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата,
собирание коллекции и т,д.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
5. Iumерumурное duрованuе
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже
знакомом и известном всем.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, Все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
6,
Спосо бно сrпu mехн ltческLtе
Хорошо выполняет задания по ручному труду.
Интересуется механизмами и машинами.
В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей
поездов, радиоприемников.
VIoTteT чинить несложные приборы и механизмы, исtIользовать старые детали
для создания новых подеJIок, игрушек, приборов.
Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и
вопросы на ((поиск).
Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.
Читает журн€Lлы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.
7. Способносmu к спорmу
Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом
объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Постоянно преуспевает в каком-нибудь виле спортивной игры (выигрывает в
какой-нибудu спортивной игре).
Бегает быстрее всех в классе.
По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений,
двигается легко и грациозно.
Любит ходить в походы, играть на открытых сгIортивных площадках.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,
баскетбол, футбол и т.д.).
Список литературы
1. Ананьев
Б.Г.
О
соотношении способностей
и
одаренности //Проблемы
способностей. М., 1962.
2. Гильбух Ю.З.Внимание:
3. Кеэс П.Я. К
одаренные дети.
- М.: Знание,
1991.
разработке диагностических тестов интеллекту€tльного
шестилетних детей. Автореферат.
1
99З.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность
//
Семья и школа, -
J\b 9.
-
1990.
4. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
5. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.,
1984.
6. Науrно-практический журнал
3,2009.
<Завуч нач€uIьной
школы)),
J\Ъ
р€lзвития