1.4.
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг
и условия их предоставления определяются Положением о школьной
библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы.
1.6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.7. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно- гигиеническими требованиями.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1. Основными задачами школьной библиотеки являются:
а)
обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий), коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях;
б)
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в)
формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г)
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
3.1.Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
-
комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
- сверяет фонд с Федеральным списком экстремистских материалов, на
основании Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности»;
- осуществляет профилактические меры, направленные на предупреждение
экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее
устранение причин и условий, способствующих осуществлению
экстремистской деятельности;
- не допускает и изымает из фондов библиотеки официальные материалы
запрещенных экстремистских организаций;
б) создает информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в)
осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
* организует
обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
* оказывает
информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г)
осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
*
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
*
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
* содействует
профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
* создает
банк педагогической информации как основы единой
информационной службы ОО, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
* организует
доступ к банку педагогической информации на любых носителях,
просмотр электронных версий педагогических изданий;
* осуществляет
текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства школы по
вопросам управления образовательным процессом;
- способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
* консультирует
по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
* консультирует
по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
4.1.
Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент,
читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по
предметам.
4.2.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
*
гарантированным финансированием комплектования библиотечно-
информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
*
необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
*
телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и
необходимыми программными продуктами;
* ремонтом
и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
* библиотечной
4.4.
техникой и канцелярскими принадлежностями.
Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
4.5.
Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии
с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий,
создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор
школы в соответствии с уставом школы.
4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим
библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего
распорядка школы.
V. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ
5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет
директор школы.
5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий
библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их
родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором
школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в
состав педагогического совета ОО.
5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет
директору школы на утверждение следующие документы:
а)
положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б)
структуру и штатное расписание библиотеки;
г)
планово-отчетную документацию;
д)
технологическую документацию.
5.6.
Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется
уставом школы.
5.7.
В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки
могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.
5.8. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и школы
регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
6.1. Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и
положении о школьной библиотеке;
б)
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в)
рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г)
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д)
определять в соответствии с правилами пользования школьной
библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с
родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е)
иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными
актами;
ж)
быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотеки обязаны:
а)
обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б)
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в)
обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г)
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами школы,
интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий
пользователей;
д)
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е)
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж)
обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з)
отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и)
повышать квалификацию.
VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
7.1.Пользователи библиотеки имеют право:
а)
получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б)
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в)
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г)
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания и другие источники информации;
д)
продлевать срок пользования документами;
е)
получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж)
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з)
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2.Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а)
соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б)
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в)
поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г)
пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
д)
убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е)
расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов);
ж)
возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з)
заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или
порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере,
установленном правилами пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока
обучения или работы в школе.
7.3. Порядок пользования школьной библиотекой:
а)
запись в школьную библиотеку обучающихся производится по
списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в
индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту;
б)
перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
в)
документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
г)
читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4.Порядок пользования абонементом:
а)
пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
б)
максимальные сроки пользования документами:
* учебники,
учебные пособия — учебный год;
* научно-популярная,
* периодические
в)
познавательная, художественная литература — 14 дней;
издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5.Порядок пользования читальным залом:
а)
документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б)
энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале;
7.6.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а)
работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии
сотрудника библиотеки;
б)
разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
VIII. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СВЕРОК БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
И ПОСТУПЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С «ФЕДЕРАЛЬНЫМ СПИСКОМ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
8.1.С целью обновления информации по списку экстремистских материалов
регулярно (1 раз в месяц) проводится просмотр сайта Министерства юстиции
Российской Федерации http://
8.2. Отбор, заказ и приобретение литературы с целью пополнения
библиотечно - информационного фонда ОО осуществляется после сверки ее с
«Федеральным списком экстремистской литературы».
IX. НЕДОПУЩЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ ИЗ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ
ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ.
9.1. Издания, включенные в «Федеральный список экстремистской
литературы», не могут быть представлены в открытом доступе на выставках и
любым иным способом допущены к массовому распространению среди
обучающихся;
9.2.
В библиотеке запрещено издание и распространение аудиовизуальных и
любых иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона РФ от 25.07.02
№114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и
направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и
нарушение целостности Российской Федерации;
9.3.
В библиотеке запрещено наличие любой информации, материалов,
предусмотренных ч. 2. ст. 5. Федерального закона 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
9.4. При обнаружении материалов, обозначенных в п.п. 9.1., 9.2., 9.3.
настоящего Положения, они изымаются из фонда обслуживания и
списываются с последующей утилизацией и составлением актов.
Настоящее Положение действует до момента принятия нового.