Положение о библиотеке ОО

1.4.

Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг

и условия их предоставления определяются Положением о школьной
библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы.
1.6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.7. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно- гигиеническими требованиями.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1. Основными задачами школьной библиотеки являются:
а)

обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,

педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий), коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях;
б)

воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в

социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в)

формирование навыков независимого библиотечного пользователя:

обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г)

совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе

внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
3.1.Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
-

комплектует универсальный фонд учебными, художественными,

научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
- сверяет фонд с Федеральным списком экстремистских материалов, на
основании Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности»;
- осуществляет профилактические меры, направленные на предупреждение
экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее
устранение причин и условий, способствующих осуществлению
экстремистской деятельности;
- не допускает и изымает из фондов библиотеки официальные материалы
запрещенных экстремистских организаций;
б) создает информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в)

осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное

обслуживание обучающихся:
* организует

обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и

потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
* оказывает

информационную поддержку в решении задач, возникающих в

процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г)

осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное

обслуживание педагогических работников:

*

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,

связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
*

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области

педагогических инноваций и новых технологий;
* содействует

профессиональной компетенции, повышению квалификации,

проведению аттестации;
* создает

банк педагогической информации как основы единой

информационной службы ОО, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
* организует

доступ к банку педагогической информации на любых носителях,

просмотр электронных версий педагогических изданий;
* осуществляет

текущее информирование (дни информации, обзоры новых

поступлений и публикаций), информирование руководства школы по
вопросам управления образовательным процессом;
- способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
* консультирует

по вопросам организации семейного чтения, знакомит с

информацией по воспитанию детей;
* консультирует

по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
4.1.

Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент,

читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по
предметам.
4.2.

Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе

библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы

школьной библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
*

гарантированным финансированием комплектования библиотечно-

информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
*

необходимыми служебными и производственными помещениями в

соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
*

телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и

необходимыми программными продуктами;
* ремонтом

и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

* библиотечной
4.4.

техникой и канцелярскими принадлежностями.

Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и

имущества библиотеки.
4.5.

Ответственность за систематичность и качество комплектования

основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии
с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий,
создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор
школы в соответствии с уставом школы.
4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим
библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего
распорядка школы.
V. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ
5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет
директор школы.

5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий
библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их
родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором
школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в
состав педагогического совета ОО.
5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет
директору школы на утверждение следующие документы:
а)

положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б)

структуру и штатное расписание библиотеки;

г)

планово-отчетную документацию;

д)

технологическую документацию.

5.6.

Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется

уставом школы.
5.7.

В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки

могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.
5.8. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и школы
регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
6.1. Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и
положении о школьной библиотеке;
б)

проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и

кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в)

рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;

г)

изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с

инструкцией по учету библиотечного фонда;
д)

определять в соответствии с правилами пользования школьной

библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с
родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е)

иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными

актами;
ж)

быть представленными к различным формам поощрения;

з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотеки обязаны:
а)

обеспечить пользователям возможность работы с информационными

ресурсами библиотеки;
б)

информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой

услуг;
в)

обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г)

формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными

перечнями учебных изданий, образовательными программами школы,
интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий
пользователей;
д)

совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное

обслуживание пользователей;
е)

обеспечивать сохранность использования носителей информации, их

систематизацию, размещение и хранение;
ж)

обеспечивать режим работы школьной библиотеки;

з)

отчитываться в установленном порядке перед директором школы;

и)

повышать квалификацию.

VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
7.1.Пользователи библиотеки имеют право:
а)

получать полную информацию о составе библиотечного фонда,

информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б)

пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в)

получать консультационную помощь в поиске и выборе источников

информации;
г)

получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале

печатные издания и другие источники информации;
д)

продлевать срок пользования документами;

е)

получать тематические, фактографические, уточняющие и

библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж)

участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

з)

обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

7.2.Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а)

соблюдать правила пользования школьной библиотекой;

б)

бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать

страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в)

поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе

библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г)

пользоваться ценными и справочными документами только в

помещении библиотеки;
д)

убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при

обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е)

расписываться в читательском формуляре за каждый полученный

документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов);

ж)

возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;

з)

заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или

порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере,
установленном правилами пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока
обучения или работы в школе.
7.3. Порядок пользования школьной библиотекой:
а)

запись в школьную библиотеку обучающихся производится по

списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в
индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей)
обучающихся — по паспорту;
б)

перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится

ежегодно;
в)

документом, подтверждающим право пользования библиотекой,

является читательский формуляр;
г)

читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю

документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4.Порядок пользования абонементом:
а)

пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не

более двух документов одновременно;
б)

максимальные сроки пользования документами:

* учебники,

учебные пособия — учебный год;

* научно-популярная,
* периодические

в)

познавательная, художественная литература — 14 дней;

издания, издания повышенного спроса — 7 дней;

пользователи могут продлить срок пользования документами, если на

них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5.Порядок пользования читальным залом:
а)

документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не

выдаются;
б)

энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в

единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале;
7.6.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а)

работа с компьютером участников образовательного процесса

производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии
сотрудника библиотеки;
б)

разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух

человек одновременно;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
VIII. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СВЕРОК БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
И ПОСТУПЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С «ФЕДЕРАЛЬНЫМ СПИСКОМ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
8.1.С целью обновления информации по списку экстремистских материалов
регулярно (1 раз в месяц) проводится просмотр сайта Министерства юстиции
Российской Федерации http://
8.2. Отбор, заказ и приобретение литературы с целью пополнения
библиотечно - информационного фонда ОО осуществляется после сверки ее с
«Федеральным списком экстремистской литературы».

IX. НЕДОПУЩЕНИЕ И ИЗЪЯТИЕ ИЗ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ
ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ.
9.1. Издания, включенные в «Федеральный список экстремистской
литературы», не могут быть представлены в открытом доступе на выставках и
любым иным способом допущены к массовому распространению среди
обучающихся;
9.2.

В библиотеке запрещено издание и распространение аудиовизуальных и

любых иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона РФ от 25.07.02

№114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и
направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и
нарушение целостности Российской Федерации;
9.3.

В библиотеке запрещено наличие любой информации, материалов,

предусмотренных ч. 2. ст. 5. Федерального закона 29.12.2010г. № 436-ФЗ «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
9.4. При обнаружении материалов, обозначенных в п.п. 9.1., 9.2., 9.3.
настоящего Положения, они изымаются из фонда обслуживания и
списываются с последующей утилизацией и составлением актов.
Настоящее Положение действует до момента принятия нового.



Контакты

298603, Республика Крым, г.Ялта г, пгт. Массандра, Южнобережное шоссе, дом № 2А

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.