Справка по формированию функциональной грамотности обучающихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Справка по формированию функциональной грамотности
обучающихся
Сроки проведения контроля:c 09.12.2024 – 15.12.2024
Классы: 5,8,9
Цель контроля: определение уровня формирования функциональной грамотности.
Работа в МБОУ «ЯСШ №11» по формированию функциональной грамотности
ведется по методическим рекомендациям Министерство просвещения Российской
Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования «Академия реализации
государственной политики и профессионального развития работников образования
Министерства просвещения Российской Федерации».
Компонентами функциональной грамотности являются:
 знания сведений, правил, принципов;
 усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу;
 решение практико-ориентированных задач в различных
сферах
жизнедеятельности;
 умения адаптироваться к изменяющемуся миру;
 решать конфликты, работать с информацией;
 вести деловую переписку;
 применять правила личной безопасности в жизни;
 готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
 принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных
запросов;
 повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают
читательская, математическая и естественно-научная.
Содержательная структура функциональной грамотности постоянно расширяется.
Кроме читательской, естественно-научной и математической составляющих, добавляются
новые направления: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное
мышление.
К общим компетенциям, оказывающим влияние на формирование функциональной
грамотности обучающихся, относятся:
 понимание текста;
 умение обобщать полученную информацию;
 умение выделять важное для решения задачи;
 умение перевести информацию в необходимый формат;
 умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.
К этим компетенциям добавляются дополнительные в соответствии с различными
направлениями функциональной грамотности.

В соответствии с вышесказанным в образовательной организации осуществляется
работа по изменению образовательной парадигмы – компетентностный подход выходит на
первый план; изучение проблемы, включая жизненные ситуации, содержания обучения
осуществляется комплексно, обучение и взаимодействие участников образовательного
процесса осуществляется в сотрудничестве, доминирующий компонент организации
образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная
деятельности, основанные на творчестве обучающихся, проявлении самостоятельности и
активности.
Контроль за формированием функциональной грамотности носит комплексный
характер – комплексная оценка образовательных результатов по трём группам
(личностные, предметные, метапредметные).
Личностные – педагогическое наблюдение, предметные – посещение уроков,
включение в содержание уроков задач функциональной грамотности, метапредметные –
отдельные работы по отдельным направления ФГ, а также комплексная работа по ФГ.
При посещении уроков выявлено, что некоторые педагоги (Максименко А.И.,
биология, Боднар Т.Н., математика. Ветрич Ю.В.) используют задания по функциональной
грамотности чаще всего фрагментарно.
Группа педагогов (Чернова А.В., Ведерникова Е.Г., Коберник В.М.(русский язык и
литература), Виноградова О.Р. (история и оббществознание)) используют задания ФГ
регулярно, вопросы к заданиям по формированию функциональной грамотности
формулируются так, чтобы можно было оценить сформированность конкретных умений
обучающихся. Используют задания разного уровня сложности.
По итогам посещенных уроков можно сделать вывод, что процесс формирования
функциональной грамотности в качестве одной из своих главных целей рассматривает
овладение обучающимися умением оперировать знаниями и принимать решения в
различных реальных ситуациях, что достигается решением специальных заданий
(контекстных задач). В контексте ФГОС можно выделить личностные, предметные и
метапредметные результаты, достижению которых способствует работа над контекстными
задачами:
 умения разрешения проблем / проблемных ситуаций, требующих принятия
решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки
оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с
заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения
неполадок» и т. п.;
 умения сотрудничества, необходимые для совместной работы в парах или
группах с распределением ролей/функций и с разделением ответственности за
конечный результат;
 умения коммуникации, предполагающие создание обучающимся письменного
или
устного
текста/высказывания
с
заданными
параметрами:
коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения,
комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текстарассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или
письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного
мнения и т. п.).
Педагоги пользуются общими методическими принципами к формированию
функциональной грамотности:
 вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс за счёт
обеспечения личностной и общественной значимости учебного материала;
 осознание применимости приобретаемых знаний, их практической
направленности;
 обогащение социального опыта обучающихся при одновременном учёте их
возрастных особенностей и ориентации на выработки жизненных стратегий;



проблемность в изложении учебного материала и работе с ним с опорой на
реальные ситуации, возможность формирования собственных оценок и точки
зрения;
 развитие коммуникативных навыков и умения их решать совместными
усилиями, выполняя разные социальные роли; организация работы в
сотрудничестве при решении разнообразных задач.
Сформированность функциональной грамотности обучающихся оценивается
посредством решения заданий, выходящих за пределы учебных ситуаций. Решение этих
задач требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или
способов действий.
Отличительными особенностями организации образовательной деятельности по
формированию функциональной грамотности являются:
 деятельность обучающегося (активная позиция);
 доступность для обучающегося на уроке и во внеурочной деятельности
разнообразных источников информации;
 роль учителя – сопровождение учебной деятельности;
 использование учителем на уроке различных педагогических приёмов и
методов;
 создание доброжелательного климата на уроке.
Комплексная подача материала, ориентированная на формирование широкого спектра
компетенций и вызванная необходимостью погружения в реальную ситуацию, достигается
за счёт включения в урок элементов знаний из области других предметов, что позволяет
рассмотреть изучаемые объекты, явления или процессы в различных аспектах.
На уроке учителя сочетают индивидуальную, групповую и коллективную формы
работы, отводят время для представления и обсуждения результатов работы.
Учителя на уроках используют педагогические технологии и формируемые
компетенции функциональной грамотности, такие как «Педагогика сотрудничества»
(Коберник В.М. (русский язык), Виноградова О.Р.(история), ), технологии уровневой
дифференциации (ФИО, предмет, класс), проблемное обучение (Ткачева С.В. (русский язык
и литература)), игровые технологии (Пунга А.Д. (начальные классы), Мартынович Н.К., ),
технологии коллективного способа обучения (ТихомироваВ.О. (2В класс) ), (Барбэнягрэ
Н.П.), технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) (Барбэнягрэ Н.П.), проектное
обучение (Ткачева С.В. (русский язык и литература)), информационно-коммуникационные
технологии (Бабанина С.Е., Красовская И.М.), технологии развивающего обучения (Бажан
С.В.) и т.д.
Для оценки уровня функциональной грамотности обучающимся в соответствии с
системой оценки планируемых результатов ООП начального, основного и среднего общего
образования проводятся работы по отдельным направлениям ФГ, а также комплексная
работа, содержащая задания, относящиеся к разным типам функциональной грамотности.
Проверка выполнения заданий осуществляется на основе критериев, разработанных для
каждой задачи, входящей в задание, по оценке конкретного типа функциональной
грамотности. После выполнения работы результаты анализируются по каждому типу
функциональной грамотности и по работе в целом. Для оценивания результатов
выполнения работы используется общий балл.
Анализ результатов мониторинга читательской грамотности в 8-9 классах
Анализ результатов мониторинга математической грамотности в 8 классах
Анализ результатов мониторинга естественно-научной грамотности в 9 классах
Анализ результатов мониторинга глобальной компетентности в 10 классах
Анализ результатов мониторинга креативного мышления в 7 классах
(приложения 1-5 )

Обучающиеся способны осмыслить, обобщить и использовать информацию,
полученную на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций в
нетипичных контекстах, гибко связывать различные источники информации и
представления.
Они могут опираться на целый ряд взаимосвязанных естественно-научных идей,
использовать знание содержания, процедур и методов познания для формулирования
гипотез относительно новых научных явлений, событий и процессов или для
формулирования прогнозов.
При работе с текстом способны детально и точно интерпретировать текст в
целом, демонстрировать полное и подробное понимание нескольких текстов и связей
между ними, давать критическую оценку сложному тексту на незнакомую тему.
5 уровень
Обучающиеся, демонстрирующие 5 уровень, способны создавать и работать с
моделями сложных проблемных ситуаций, выбирать, сравнивать и оценивать
соответствующие стратегии решения комплексных проблем, размышлять и рассуждать,
связывать между собой формы представления информации.
Могут использовать абстрактные естественно-научные идеи или понятия, чтобы
объяснить незнакомые и более сложные, комплексные явления, события и процессы,
включающие в себя несколько причинно-следственных связей. Готовы применять более
сложные знания, связанные с научным познанием, для того чтобы дать оценку различным
способам проведения экспериментов и обосновать свой выбор.
При работе с тестами способны понимать длинные тексты, находить и связывать
единицы информации, содержащейся в самых глубинных слоях, одновременно работать с
несколькими достаточно длинными текстами, прокручивая их и переключая внимание с
одного на другой для сопоставления информации.
4 уровень
Овладение обучающимися 4 уровнем предполагает способность работать с четко
определёнными, детальными моделями сложных конкретных ситуаций, выбирать и
интегрировать информацию, представленную в различной форме, излагать свои
объяснения и аргументы, опираясь на свою интерпретацию, доводы и действия.
Могут использовать знания, полученные в процессе обучения, для объяснения
достаточно сложных или не совсем знакомых ситуаций и процессов. Могут проводить
эксперименты, включающие две или более независимых переменных, для ограниченного
круга задач.
При работе с текстами способны находить и связывать единицы информации, не
сообщенной в явном виде, решать задачи, которые требуют запоминания содержания
предыдущей задачи.
3 уровень
На 3 уровне обучающиеся демонстрируют выполнение четко описанных процедур,
выбор и применение простых методов решения, способность справляться с процентами,
обыкновенными и десятичными дробями, работать с пропорциональными зависимостями.
Могут выполнять четко описанные процедуры, в том числе те, которые требуют
последовательных решений. Они могут построить простую модель и на ее основе выбрать
и применить простые стратегии решения проблем.
Обучающиеся, достигшие 3 уровня, могут опираться на не очень сложные знания для
распознавания или построения объяснений знакомых явлений. В менее знакомых или более
сложных ситуациях они могут строить объяснения, используя подсказки. Используя
элементы содержательных или процедурных знаний, они готовы выполнить простой
эксперимент для ограниченного круга задач.
При работе с текстами способны выявлять буквальный смысл одного или нескольких
текстов при отсутствии явной информации или формальных подсказок, устанавливать

такие связи между единицами текстовой информации, которые удовлетворяют
нескольким критериям.
2 уровень
Предполагает способность интерпретировать и распознавать в контекстах
ситуации, где требуется применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры,
соглашения или правила для решения проблем, способны грамотно интерпретировать
полученные результаты.
Обучающиеся, достигшие 2 уровня, могут опираться на знания повседневного
содержания и базовые процедурные знания для распознавания научного объяснения,
интерпретации данных, а также распознать задачу, решаемую в простом
экспериментальном исследовании. Они могут использовать базовые или повседневные
естественно-научные знания, чтобы распознать адекватный вывод из простого набора
данных.
При работе с текстами способны верно выбрать интернет-источник с необходимой
информацией из перечня, опираясь на явные, иногда сложные подсказки найти в тексте
одну или несколько единиц информации, требующей дополнительного, но несложного
осмысления, распознать главную мысль текста, понять связи отдельных частей текста,
интерпретировать отдельные части текста, сравнивая или противопоставляя
отдельные сообщения текста и оценивая аргументы, которыми они подкреплены.
2 уровень – пороговый, при достижении которого обучающиеся начинают
демонстрировать применение знаний и умений в простейших неучебных ситуациях.
1 уровень
1 уровень свидетельствует о недостаточном овладении обучающимися знаниями и
умениями для выполнения заданий по функциональной грамотности.
Выводы:
Формирование функциональной грамотности направлено на освоение обучающимися
новых видов предметных и метапредметных умений
Учителя используют на уроках задания на формирование ФГ.
Широкий спектр педагогических технологий, используемых для формирования ФГ.
Результаты проведенных мониторингов: 25 обучающихся показали высокий уровень
сформированности ФГ, в 8В, 9А, 9В классах показатели ниже средних по образовательному
учреждению. 42 обучающихся имеют низкие показатели, это связано с недостаточном
овладении обучающимися знаниями и умениями для выполнения заданий по
функциональной грамотности.
Рекомендации:
Педагогам (Бажан С.В., Бархатовой Т.В, Виноградовой О.Р.) включить задания на
формирование ФГ в образовательный процесс.
Наряду с традиционными, широко используемыми в образовательной практике
методами,
такими
как
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый
(эвристический), исследовательский, метод проблемного изложения, интенсификации
обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову),
следует включить в деятельность по формированию функциональной грамотности ниже
представленные методы, которые ориентированы на формирование навыков XXI века
(критическое мышление, креативное мышление, кооперация и коммуникация). К их числу
следует отнести мозговой штурм, древо проблем, интеллект-карту и кластерную карту.
При осуществлении образовательного процесса обратить внимание на ФИО
обучающихся для устойчивого формирования ФГ.
Зам.директора по УВР

О.В.Симакова



Контакты

298603, Республика Крым, г.Ялта г, пгт. Массандра, Южнобережное шоссе, дом № 2А

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.